Легендарная группа с более чем 35-летней историей. Воспринимая творчество как вызов, они демонстрировали его своим названием, символикой, музыкой и текстами песен. При этом, не просто заняв позицию «быть против», а показывая слушателям другой взгляд на вещи посредством своей музыки. Одержимые нарушением стандартов, они создали уникальное звучание, доказав, что панк-музыка может быть мелодичной, а панк-песня содержать глубоко интеллектуальный смысл. Им удалось донести свои идеи до широкой аудитории и добиться признания среди миллионов поклонников.
BAD RELIGION
Текст: Виктория Буланова
Единственный участник, который никогда не покидал группу за все время ее существования – Грэг Грэффин – фронтмен «Bad Religion», и по совместительству доктор зоологических наук в Корнелльском университете. Казалось бы, наука и панк-музыка – абсолютно не сочетаемые вещи, тем не менее Грэффину удалось не только объединить их в своей жизни, но и добиться успеха в каждой отрасли. «Мне повезло, что моя жизнь проходит на пересечении науки и искусства, а вернее на пересечении эволюционной биологии и панк-рока», – говорит Грэг.
Выросший на поп-музыке, звучавшей по радио, Грэффин неслучайно выбрал панк-рок. После развода родителей, из небольшого города, штата Висконсин, он вместе с матерью переехал жить в Калифорнию. Естественно, что жизнь в тихом городке, значительно отличалась от новых условий, с которыми пришлось столкнуться 12-летнему подростку. Чтобы стать «своим» в новой компании нужно было играть по правилам толпы, проще говоря – плыть по течению. Если же ты выбираешь другой путь, то зачастую, проходишь его в одиночку. «В то время эта сцена, только создавалась и панк имел особую философскую и эстетическую позицию, – рассказывал Грэффин. – Он отрицал любой авторитет и по этой причине был мне близок. К тому же, он одобрял анархию, которая характеризовала мою жизнь в Калифорнии».
«Учиться быть личностью — это было лучшее, что я получил от своего взрос-ления под влиянием панк-культуры»,- Грэг Грэффин
В 15-летнем возрасте Грэффин подружился с Бреттом Гуревичем, который так же любил музыку и был приверженцем панка. В то время, Бретт хотел собрать группу и искал вокалиста, после первых репетиций с Грэгом решение о создании коллектива было принято окончательно. Творческий тандем дополнили барабанщик Джей Цискраут, а также Джей Бентли, которого парни уговорили переключиться с гитары на бас. Так, в 1979 году в пригороде Лос-Анджелеса была образованна группа «Bad Religion».
Кстати, если вы хотите узнать кто такой Вячеслав Моше Кантор и его музее — смело переходите по ссылке ранее.
«Мы рассматриваем перечеркнутый крест как что-то на подобии знака — «парковка запрещена». Если вы видите этот знак, то это означает, что христианства вы здесь не найдете»
Будучи панками-подростками, участники группы в первую очередь хотели злить и раздражать. И название в этом играло немаловажную роль. Рассматривалoсь множество вариантов, но все сошлись на мнении, что идеальным будет «Bad Religion». Так же, как и сейчас, в то время тема религии была достаточно противоречивой. Поэтому подобное название, затрагивало чувства многих людей. Негативное настроение, так же усиливал логотип группы – перечеркнутый крест в круге. Спустя время, Бретт Гуревич говорит: «Сейчас наше название значит для меня гораздо больше, чем когда мы его придумали». «До сих пор наше название и символика продолжают оскорблять чувства некоторых людей, – рассказывает Грэг Грэффин. – Но никто из нас ни разу не пожалел о сделанном выборе. С самого начала, это оградило нас от людей, которые необоснованно критично относятся к музыке, бросающей вызов стереотипам».
Грэг Грэффин придерживается философии натурализма — направления, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего
«Мы сформировали «Bad Religion» в переломный период истории американского рок-н-ролла. Старые музыкальные формы слабели, что открывало возможности для новой музыки», — Грэг Грэффин
Основные авторы всех песен «Bad Religion» – Грэг Грэффин и Бретт Гуревич. Их подход к написанию песен был сформирован под влиянием огромного количества разнообразной музыки. Со слов самих музыкантов, они обращали внимание на построение структуры песен у «The Dickies», «Buzzcocks», «X», «Sham 69», «Adolescents», «Ramones» и других групп. Особое влияние «Ramones» оказали на Бретта Гуревича, как на гитариста, свою манеру игры он перенял у Джонни Рамона. Позднее Бретт и Грэг признавались, что так же позаимствовали формулы песен у «The Beatles», Элтона Джона и Тодда Рандгрена, хотя ранее они отрицали это из-за пренебрежения панками «непанковской музыки». Также большое значение в песнях «Bad Religion» имеет гармония. «Я не могу писать песни, не учитывая гармонии», – говорит фронтмен «Bad Religion». Поэтому большая часть их репертуара содержит гармонии, состоящие из двух, трех или четырех частей.
Самого начала нонконформистский наклон песен группы был отражением определенного периода американской истории. «Это было время социальных изменений и мы хотели в этом участвовать, – рассказывал Грэффин. – В 1980 году мы были частью новой музыкальной сцены, которая противостояла устаревшим идеям предыдущего десятилетия». Таким образом, панк-музыка позволяла группе высказать свою точку зрения на происходящее. Также на лирику «Bad Religion» повлияло и увлечение Грэга наукой, он считал, что если петь об уникальных вещах, то можно занять особую нишу в панк-мире: «певец глубоко осмысленных песен с подтекстом естественной науки».
Дебютный релиз «Bad Religion» записали в 1981 году. Это был одноименный ЕР, вышедший на лейбле «Epitaph». В самом начале «Epitaph» был лишь формальностью, созданной для того чтобы выпустить релиз группы. Но со временем, благодаря работе Бретта Гуревича он стал одним из самых известных независимых рекорд лейблов. Дебютный ЕР был достаточно успешным и некоторые композиции с этой пластинки можно было услышать даже на радио. В этом «Bad Religion» помог тогда еще будущий участник группы Грэг Хетсон, он передал их запись известному радио-ведущему Родни Бингенхеймеру, а тот в свою очередь включил их в ротацию на своем вечернем шоу. Это стало толчком к дальнейшей популярности «Bad Religion», о них заговорили, но говорили, как о группе с «долины». Брет, Грэг и остальные участники «Bad Religion» жили в San Fernando Valley, а в то время если ты был из Лос-Анджелеса – это считалось круто, если же ты жил в пригороде, то к тебе было предвзятое отношение. Это был еще один стереотип, с которым довелось столкнуться «Bad Religion».
Спустя год после выхода ЕР, группа издала первый полноформатный альбом «How Could Hell Be Any Worse?». Пластинка имела значительный успех, после ее релиза название группы и символика стали появляться на стенах по всему городу. 14 композиций, вошедших в альбом, озвучили гнев всех отчужденных детей, а такие песни как «We’re Only Gonna Die» и «Fuck Armageddon… This Is Hell» стали хитами. Кстати, в проигрыше «Fuck Armageddon… This Is Hell» звучит пианино и со стороны «Bad Religion» этот шаг был достаточно рискованным. Никто из их современников не делал этого в панк-композициях, тем не менее, слушатели оценили креативность использования пианино в песне.
К тому времени панк стал все больше ассоциироваться с насилием и жестокостью. Агрессивная музыка использовалась в качестве оправдания насилия и драк, несмотря на то, что тексты песен выражали протест против подобного ограниченного поведения. И если еще несколько лет назад к панкам относились с презрением, только потому что они панки, то в 82-83 году люди, кричащие оскорбления в их сторону, спокойно приходили на панк-концерты, для того чтобы выпить и подраться. Грэг Грэффин говорил, что «Bad Religion» не хотели ассоциироваться с насилием и в ответ на это в 1983 году они выпустили альбом «Into the Unknown». Пластинка значительно отличалась от их предыдущего релиза и была достаточно критично воспринята поклонниками. «Песни на этом альбоме показывают, что никто из нас не хотел иметь ничего общего с насильственной субкультурой панка, – рассказывал Грэг Грэффин. – Мы так же не задумывались о том, как альбом будет воспринят людьми, которые любили нашу музыку. С выходом «Into the Unknown» я понял, что ты не можешь значительно изменить стиль и при этом сохранить свою аудиторию. Для нас это был бессознательный бунт против своих же панков, которые пошли по неправильному пути».
Этот альбом также в какой-то степени развалил группу. «Into the Unknown» уже записывался без Джея Бентли и Пита Финстона (барабанщик «Bad Religion», который пришел после ухода Джея Цискраута). В принципе, на этом история «Bad Religion» могла завершиться. Грэгу предстоял колледж и изучение эволюции, а Бретт занимался развитием лейбла. Как говорит Грэффин, официально «Bad Religion» не объявляли о распаде но, несмотря на это, на протяжении нескольких лет они не занимались группой, находясь в «режиме ожидания». Исключения составляли редкие концерты, которые они играли по выходным, просто ради своего удовольствия, а также для небольшого количества фанатов, которые все еще были заинтересованы в песнях-размышлениях о философии и текущих событиях.
В 1985 году «Bad Religion» выпустили ЕР «Back to the Known». Этот релиз стал возвращением к оригинальному звучанию, а также это первая запись, которая полностью была записана с гитаристом Грэгом Хетсоном. Официально Хетсон стал участником группы лишь в 85 году, но ранее он уже принимал участие в записях и во многом благодаря ему с 1983 по 1986 год «Bad Religion» оставались на плаву, так как именно он был инициатором тех редких концертов по выходным.
Практически, оригинальным составом «Bad Religion» воссоединились в 1987 году, когда приступили к работе над новым альбомом. С этого момента было принято решение, что отныне группа будет состоять из 5 человек и с возвращением Бретта Гуревича, Грэг Хетсон занял место второго гитариста. По традиции, Бретт и Грэг приступили к написанию песен, и за два месяца у них уже было достаточно материала для нового альбома. Воодушевленные после реюниона группы, «Bad Religion» записали и свели пластинку всего за семь дней. Альбом был назван «Suffer» и в 1988 году олицетворял собой возрождение панк-рока. Многие панк-музыканты, которые впоследствии достигли мирового признания, говорили, что «Suffer» – один из релизов, оказавших на них значительное влияние. Также пластинка была названа «альбомом 1988 года» среди таких журналов как: «Flipside» и «Maximum Rock-n-Roll».
С момента перерыва у группы накопилось много идей и после релиза «Suffer» за два с половиной года «Bad Religion» выпустили еще два альбома – «No Control» (1989) и «Against the Grain» (1990). С каждым релизом группа демонстрировала все более развитое звучание, а поклонники озаглавили эти пластинки – «Священной Трилогией».
На панк-сцене «трилогия» «Bad Religion» произвела небывалый ажиотаж, несмотря на то, что популярность группы росла и к 1990 году за плечами у них было несколько успешных американских и европейских туров, тем не менее, промоутеры не видели в коллективе коммерческий потенциал и для концертов предоставляли небольшие площадки. Перемены в общественном восприятии «Bad Religion» произошли после инцидента на концерте группы в конце декабря 1990 года. На запланированное выступление в «El Portal», было продано в несколько раз больше билетов, чем мог вместить клуб. Концерт был отменен, а вернее его остановили во время выступления разогревающих группы (в качестве разогрева были заявлены «NOFX» и «Pennywise»). На улице началась потасовка панков с полицией и о бунте говорили во всех новостях. При этом группа по своей неопытности не сделала заявления для прессы и не прокомментировала произошедшее, поэтому рассказ о беспорядках стал жить собственной жизнью, а поклонники посчитали себя обманутыми, подумав, что группа просто забрала деньги с продажи билетов и сбежала с ними. Естественно, что к билетам «Bad Religion» не имели никакого отношения, тем не менее, сложившиеся обстоятельства могли негативно сказаться на репутации коллектива. Выход из этой ситуации нашел Бретт Гуревич, он настоял на том, чтобы промоутер выполнил свои обязательства и перенес концерт в клуб больших размеров, при этом все билеты с «El Portal» оставались действительными. Заявление об этом было сделано по местным радиостанциям и в течение недели были проданы все билеты на концерт «Bad Religion» в «Hollywood Palladium» (место проведения концертов всемирно известных музыкантов). В итоге шумиха в прессе лишь сыграла на руку группе, а аншлаговый концерт в «Palladium» изменил отношение к коллективу. «До бунта мы никогда не играли на больших сценах, кроме как на разогреве у более известных групп, – рассказывал Грэффин. – Теперь же в нас видели коллектив, который заслуживает выступать в качестве хедлайнеров и может иметь коммерческий потенциал».
В 1991 году в составе «Bad Religion» вновь произошли рокировки, место Пита Финстона занял новый барабанщик Бобби Шейер. С новым участником группа выпустила сборник переизданных композиций «80-85», а также издала лонг-плей «Generator», который в очередной раз закрепил первостепенный статус «Bad Religion». Изменения в звучании прослеживались в альбоме «Recipe for Hate», вышедшем в 1993 году. Звуковая палитра этой пластинки была более расширена, тем не менее, группе удалось сохранить их фирменную агрессию и драйв. Несмотря на неоднозначные отзывы критиков, «Recipe for Hate» стал первым альбомом группы, дебютировавшим в чартах «Billboard». Изначально пластинка была выпущена на лейбле «Epitaph», но после заключения контракта с «Atlantic Records» также переиздана и на мэйджор-лейбле.
Первый видеоклип группы был снят на песню «Atomic Garden» из альбома «Generator». Режиссером клипа стал Гор Вербински, известный многим как режиссер фильмов «Звонок», «Пираты Карибского моря», «Ранго», «Одинокий рейнджер» и др.
Полноправным дебютом на «Atlantic Records» стал альбом «Stranger Than Fiction». После отчасти экспериментального «Recipe for Hate» Бретт и Грэг назвали «Stranger Than Fiction» возвращением к традиционному звучанию. Это был первый и единственный альбом в истории группы, получивший «золотой» статус. А также это первая работа, записанная с приглашенным продюсером – Энди Уоллесом, известным многим по работе над альбомом «Nevermind» группы «Nirvana».
После того, как в 1994 году «Bad Religion» зарекомендовали себя как первая панк-группа Лос-Анджелеса, коллектив покинул Бретт Гуревич – один из основателей и автор многих песен группы. Официальной причиной ухода была названа – загруженность работой в «Epitaph», который после ошеломительного успеха «The Offspring» – «Smash» вырос в один из самых крупных и влиятельных независимых лейблов. Но также Бретт был недоволен работой «Atlantic» по продвижению группы, поэтому после 15 лет, проведенных в «Bad Religion», он решил оставить коллектив.
Для группы это был переломный момент, перед «Bad Religion» стоял вопрос – «Смогут ли они продолжить без Бретта Гуревича?». Ведь все песни были написаны Грэгом и Бреттом в соавторстве. «Когда позвонил Бретт, я подумал, что мой мир рухнет, – спустя время признавался Грэг Грэффин. Время большого успеха, мгновенно стало временем больших переживаний. Я никогда не рассматривал свой уход из группы, поэтому решил, что должен держаться за то, что мы начали вместе». Подписавши контракт с крупным лэйблом, Грэффин описывал свою жизнь как сложный лабиринт сроков, конференций, звонков и обязательств. Также ему пришлось поступиться своей научной деятельностью и лишь спустя 6 лет он смог вернуться к работе над диссертацией.
На место Бретта Гуревича в группу пригласили гитариста Брайана Бэйкера, а Грэг Грэффин стал основным автором всех песен. В 1996 году вышел новый студийный альбом «The Gray Race», а спустя год «Bad Religion» записали первый концертный альбом «Tested». Несмотря на то, что за два года коллектив выпустил две пластинки, в 1998 году они еще презентовали новый альбом – «No Substance», который в отличие от успешных предыдущих релизов имел более критичные отзывы. Группу обвиняли в эксплуатировании старых идей. Следующий релиз «The New America», спродюсированный Тоддом Рандгреном оказался более успешным, но все же возрождение «Bad Religion» произошло в 2001 году, когда вернулся Бретт Гуревич. «Я просто действительно хотел делать это снова», – говорил Бретт о своем возвращении. – Это то, что находится в моей крови. Мне нравится сочинять музыку и мне нравится записывать альбомы. У меня был длительный перерыв, хотя я выпускал альбомы других групп и приложил руку к нескольким проектам тут и там в качестве помощника. Но это совсем не то же самое, что написание песен для «Bad Religion»». 2001 году это были не единственные изменения в группе. Из-за травмы плеча Бобби Шейер не мог больше играть на барабанах, поэтому ему довелось оставить коллектив, а его место занял Брукс Вакерман – талантливый музыкант, которого многие называют музыкальным гением. Несмотря на скептические настроения по поводу возраста Брукса, он с легкостью влился в коллектив. «Ему удается делать вещи, которые никто не мог ранее сыграть в «Bad Religion», – говорит о Вакермане Брайан Бэйкер. – Он действительно талантлив, очень увлекательно играть с человеком обладающим такой энергией. Что же до личных качеств, то он попал на свое место. Он такой же повернутый, как и все мы».
После выхода «The New America» у группы закончился контракт с «Atlantic Records». И ни для кого не стало удивлением, что после возвращения Бретта, «Bad Religion» также вернулись на «Epitaph». Благодаря сотрудничеству с «Atlantic» им удалось завоевать большую аудиторию, но «Epitaph» –это лейбл, который изначально был создан группой для «Bad Religion». Поэтому музыканты посчитали, что вернуться на свой лейбл – это лучший вариант.
После возвращения в 2001 году, Бретт Гуревич участвует в записи и является соавтором всех альбомов, вышедших за это время, но не ездит в туры с группой. В основном он принимает участие в концертах, проходящих в Калифорнии
Воссоединения тандема – «Грэг и Бретт» привело к новому творческому всплеску. Ренессансом для группы стали последующие альбомы «The Process of Belief» (2002) и «The Empire Strikes First» (2004), в которых мощная энергетика и фирменное звучание «Bad Religion» были дополнены многолетним опытом. «Bad Religion» вновь возглавили панк-сцену, а Грэффин и Гуревич еще раз убедились в значимости и необходимости их совместного творчества, так как поодиночке они бы не смогли добиться таких результатов.
Спустя 25 лет после выходя дебютного альбома «How Could Hell Be Any Worse?» группа выпустила 14-й полноформатный альбом «New Maps of Hell», а через год вышла дополненная версия этой пластинки, которая помимо 16 оригинальных треков, также включала в себя 7 акустических композиций. Таким образом, Бретт и Грэг хотели продемонстрировать свое виденье песен, ведь изначально они пишут композиции при помощи акустической гитары или пианино, и как говорит Бретт: «Если в акустике песня звучит хорошо, то в электричестве будет еще круче».
Так как участники группы живут в разных городах, то на репетициях они собираются лишь перед турами и записью альбомов
Во время тура в честь 30-летнего юбилея группы, «Bad Religion» записали и выпустили свой второй концертный альбом «30 Years Live», а так же, не теряя времени, работали над новым материалом, который вошел в альбом «The Dissent of Man» (2010). Бретт Гуревич охарактеризовал пластинку, как «Осмысление того, кем мы были раньше и кем стали теперь… Естественная эволюция творческой деятельности». «The Dissent of Man» стал сочетанием провоцирующих размышлений и новаторского панк-рока.
«Я верю, что музыка может изменить жизнь, ведь она изменила мою жизнь», — Грэг Грэффин
Последний, на сегодняшний день, полноформатный альбом группы вышел в 2013 году.
Основной темой «True North» является жадность и алчность, а в музыкальном плане с помощью этой пластинки «Bad Religion» хотели вернуться к истокам. «Я хотел сделать что-то простое, – говорит Бретт Гуревич о новом релизе. – Вернуться к тому, с чего мы начинали наш творческий путь. В то время для хорошей песни необходимо было сочинить отличную мелодию и срезать с нее слой жира в виде ненужных идей. Песни «True North» с самого начала были простыми, при этом мы не упускали возможности отрезать от них все, что не вписывалось в наше понимание панк-музыки». 2013 год также ознаменовался для «Bad Religion» уходом гитариста Грэга Хетсона, после, практически, 30 лет проведенных в группе он решил оставить коллектив из-за личных обстоятельств. Новым гитаристом стал Майк Димкич, который поначалу заменял Грэга в турах, а после его официального ухода стал полноправным участником «Bad Religion».
Помимо «True North» в 2013 году «Bad Religion» выпустили еще сборник песен «Christmas Songs» и на данный момент это последний релиз в дискографии группы.
«Творчество – это вызов!» – принцип, ставший основным для «Bad Religion» с момента основания группы. Они бросали вызов своей символикой, которая до сих пор повергает в шок фанатично религиозных людей. Не боялись идти против, если были с чем-то не согласны, так стилистически не попадающий под определение панка альбом «Into the Unknown» стал вызовом для своих же панков в 1983 году. Так же под стереотипное мышление не попадает и фронтмен «Bad Religion» – Грэг Грэффин. Ведь у многих не укладывается в голове, как лидер одной из самых влиятельных панк-групп может быть доктором наук и преподавать эволюционную биологию в университете Лос-Анджелеса?! Но его опыт показывает нам, что даже, казалось бы, несовместимые вещи, не противоречат друг другу, если ты действительно увлечен своим делом.
Творчество «Bad Religion» всегда было провокационным. На протяжении более чем 35 лет с помощью своей музыки они бросали вызов стереотипам, обществу, власти и при этом не навязывали определенное мировоззрение, а показывали, что может быть другой взгляд на вещи. «Я не хочу говорить людям что думать, но я хочу, чтобы они думали», – правило, которым руководствуется Грэг Грэффин в процессе написания композиций. В философских песнях-размышлениях «Bad Religion» не дают неоспоримых утверждений, а задают больше вопросов. И как говорят сами музыканты, пока они чувствуют себя неудовлетворенными ответами, которые они получают, они будут продолжать это делать.
Что такое «панк» для Грэга Грэффина?
ПАНК ЭТО: выражение индивидуальности, которая приходит к нам по мере того, как мы взрослеем и получаем способность мыслить и задавать вопросы.
ПАНК ЭТО: движение, которое опровергает социальные отношения, которые были вечными из-за осознанного невежества человека.
ПАНК ЭТО: постоянные вопросы и желание понять, что ведет к развитию личности и, если экстраполировать, может вести к социальному прогрессу.
ПАНК ЭТО: вера в то, что мир мы создаем сами, правда — это наше понимание происходящего вокруг нас, а не слепая верность чужому пониманию вещей.
ПАНК ЭТО: постоянная борьба со страхом и социальной рефлексией.
Видео: концерт «Offspring», «Bad Religion», «Pennywise», «Stiff Little Fingers» в Оас-Вегасе, 2014 год
© Журнал «Distortion»