Гия Александрович Канчели (10 августа 1935, Тбилиси, СССР) — советский и грузинский композитор. Народный артист СССР (1983). Лауреат Государственной премии СССР (1976).
Настоящий труд Г. Канчели посвящен области, мало разработанной в музыковедении. Действительно, если наиболее известным произведениям крупной одночастной формы и уделяется внимание в отдельных работах и в учебном процессе, то многое еще осталось вне поля зрения, а главное — не было в данной области обобщающих исследований. Поэтому нельзя не приветствовать инициативу автора в этом направлении, его стремление широко охватить музыкальный материал с освещением не только теоретической стороны, но и исторического процесса развития рассматриваемых жанров и форм, стремление к постановке и разрешению общих кардинальных проблем.
Автор, отнюдь, не ограничивается структурным анализом, но всегда связывает его с общими композиционными закономерностями и с образным содержанием музыки, что, как известно, в музыковедении является одной из самых трудных задач. Разумеется, такой подход потребовал не только многолетнего изучения сложных произведений, но и длительного музыкального «вживания» в них. Поэтому вряд ли можно поставить автору упрек в том, что он не охватил и другие произведения, соответствующие ракурсу его работы, а ограничился теми, которые специально и досконально изучал с целью показать основные этапы эволюции рассматриваемых им жанров и форм. Надо также учесть, что количество подобных произведений, достойных внимания, настолько велико, что полный охват их потребовал бы не одного, а целого ряда работ. Все же автор включил в круг своего исследования. много сложных музыкальных произведений, из которых некоторые, может быть, несколько и отклоняются от поставленных им проблем. Он рассматривает, правда, их неравномерно (что и оговаривает во введении)—одни более, другие менее подробно, а о некоторых лишь упоминает. Такой «произвол» автора, однако, можно вполне оправдать при указанном выше подходе—очень трудно соблюсти полное равновесие при столь широком охвате музыкального материала и неизбежном увлечении тем или другим, не говоря уже о том, что, с точки зрения основной поставленной автором задачи, не все требует одинакового внимания. В числе общих проблем автор излагает свою точку зрения на программность в музыке, учитывая некоторые ранее высказанные суждения и поэтому широко не распространяясь по этому вопросу.
Большого внимания заслуживает затронутая автором проблема музыкального романтизма и реализма, которую он трактует также вкратце, опираясь на концепцию Д. Житомирского, изложенную в его капитальном труде «Роберт Шуман». Здесь сказалось общее понимание этого вопроса, созревшее в последнее время, но не находившее глубокого обоснования в музыковедческой литературе до выхода из печати книги Д. Житомирского,— понимание, опровергающее прежнюю точку зрения на романтизм и реализм, как противоположных, даже взаимоисключающих тенденций. Наряду с новыми анализами, автор подробно останавливается на произведениях, хорошо известных, уже рассматривавшихся в теоретическом музыкознании. Помимо кардинальных проблем, он затрагивает и сравнительно простые теоретические вопросы, не пренебрегая, подчас, и элементарными наблюдениями и указаниями. Все это обусловлено тем, что данный труд представляет собой не только самостоятельное научное исследование, но и предназначен для практического использования в качестве учебного пособия для учащихся консерваторий.
В целом, как с проблемной, так и с конкретно теоретической стороны, работа Г. Канчели представляет (большой интерес в первую очередь для студентов—теоретиков и историков, но может быть очень полезна для дирижеров и пианистов, поскольку метод авторского анализа тесно связан с исполнительскими концепциями рассматриваемых оркестровых и фортепианных произведений, что является одной из главных ее достоинств.
Гия Канчели родился и вырос в Тбилиси, в семье врача; окончил музыкальную школу, геологический факультет Тбилисского университета и лишь потом поступил в Тбилисскую консерваторию, которую окончил в 1963 году; по классу композиции его наставником был И. И. Туския. С 1970 года преподавал в Тбилисской консерватории (класс инструментовки). С 1971 года был заведующим музыкальной частью Театра им. Руставели.
С 1991 года композитор жил в Берлине, с 1995 года живёт в Антверпене (Бельгия).
Гия Канчели — автор симфонической и камерной музыки, музыкальной комедии «Проделки Ханумы», в 1973 году поставленной в Одесском театре музыкальной комедии, и оперы «Музыка для живых», поставленной в 1984 году в Тбилисском оперном театре Джансугом Кахидзе и Робертом Стуруа. Написал музыку ко многим драматическим спектаклям, в том числе Большого драматического театра — в постановке Георгия Товстоногова (например, к «Хануме») и Темура Чхеидзе, и тбилисского Театра имени Шота Руставели, в частности к знаменитому «Кавказскому меловому кругу» Роберта Стуруа, с которым сотрудничает уже на протяжении нескольких десятилетий, в настоящее время — в Московском театре «Et Cetera». Гия Канчели является автором музыки к десяткам кинофильмов, в том числе таким популярным, как «Мимино» и «Кин-дза-дза!».
В 2010 японский хореограф Сабуро Тесигавара поставил балет на темы 6-й симфонии (1980) композитора.
Музыка Гая Канчели (mp4)
Гия Канчели — Кин-Дза-Дза
Гия Канчели — Sait Midikhar
Гия Канчели — Yellow Leaves
Гия Канчели — Sorrow
Гия Канчели — My Town
Дата: 24.07.2015